Дружина железного рога
Реконструкция женского костюма по находкам захоронения BJ 507 в Бирке
BJ 507
Немного о реконструкции и источниках на bj 507
Моя интерпретация одежды женщины из камерной могилы BJ 507 в Бирке (X век).
Хочу оговориться, что я не профессиональный археолог, и эта реконструкция является сугубо любительской, основанной на изучении доступных материалов. В работе я опираюсь на фотографии из архива Исторического музея, ключевые монографии по текстилю Бирки (И. Хегг, А. Гейер), а также на Х. Столпе и фундаментальный труд Х. Арбмана о погребениях. Поэтому комплект можно обсуждать и осуждать)
Расположение и состав согласно схеме Столпе и описание Арбмана
  • 1-2. Фибулы овальные
    https://samlingar.shm.se/object/20F32076-2F2F-4C50-AE95-8E218B282DED
  • 3 - Трилистная фибула
    https://samlingar.shm.se/object/C542CF73-BE4D-4CFB-942F-A140BA14064C
  • 4 - Цепь с кольцом
    Each member of our team has at least 5 years of legal experience. They use their knowledge to make our clients’ life better.
  • 5 - Нож в ножнах
    https://samlingar.shm.se/object/2913D114-84ED-451E-90A5-62275EF6875D
  • 6 - Бусы
    https://samlingar.shm.se/object/F91D3289-38A4-48B8-8B15-F5B6A61AE126
  • 7 - Ножницы
    https://samlingar.shm.se/object/29560C8A-715F-4173-BC2B-41CDB308351A
  • 8 - Серебряная игла
    https://samlingar.shm.se/object/72261F98-CE6F-4772-AD52-1171326E2856
  • 9 - Серебряная ушная ложечка
    https://samlingar.shm.se/object/2484183E-B945-425D-8AD2-DF19B93A202F
Ткани по описанию И. Хегг
Согласно схеме Арбмана, железные ножницы (7), серебряная булавка для одежды (8) и серебряная ложечка для чистки ушей (9), по-видимому, были подвешены к правой овальной фибуле (1), а нож (5) — к левой (2). Бусы (6) образуют два полукруга, и моя интерпретация такова, что они были нанизаны между овальными фибулами. Хотя их также могли носить и как простое ожерелье.
Нож, судя по всему, крепился к левой фибуле с помощью бронзовой цепочки (4). Серебряная трёхчастная фибула (3) расположена ровно посередине, там, где найдены бусы, то есть между овальными фибулами. Её могли использовать как третью застёжку для ворота рубахи или платья. Однако схемы и сохранившиеся фрагменты ткани указывают, что эта фибула находилась поверх всех слоёв одежды — на том, что И. Хегг интерпретирует как кафтан, — и частично прикрывала одну из овальных фибул. Поэтому вполне вероятно, что она служила для крепления именно верхней одежды, а не застёгивала ворот.
В левом верхнем углу схемы виден удивительный сосуд для питья. Его наличие дополнительно подтверждает, что это захоронение принадлежало богатой и высокостатусной женщине.
Предположительно, её поместили в могилу в сидячем положении, что, судя по всему, было характерно для камерных погребений того периода.

В одной фибуле сохранилась ближайшая к основанию иглы узкая льняная петля и поверх нее петля тонкошерстной саржи, и петля из тонкой ткани, скорее шерстяной ( Birka III, стр. 160). 507: 3. Вокруг иглодержателя в другой фибуле внизу петля, шерсть ?, а затем петля из тонкой шерстяной саржи с иссиня-черными и коричневыми нитями по основе и утку. Вокруг иглодержателя петля из такой же тонкошерстной саржи. Кроме них сохранилась рыхлая льняная петля.На некоторых фрагментах тонкой ромбовидной саржи W 10 i сохранились края переплетения, которые подогнуты и, вероятно, изначально также пришиты к одной стороне, - с передней части юбки? Материал петель указывает на то, что юбка в этой могиле была сделана из шерсти. […] создается впечатление, что ромбовидная саржа типа W 10e встречается как над, так и под телом, поэтому она должна происходить от одной из прижизненных одежд. Кусок саржи над одной из фибул, 507: 2, показывает, что это, должно быть, была верхняя одежда. На этом изделии могли быть нашитые декоративные детали из беличьего меха (Т) и шелковой саржи (S4). Небольшие фрагменты шелка из неизвестного места в могиле прикреплены к сарже ромбами типа W 10e. Третьей фибулы не было (трехлепестковая фибула была превращена в подвеску). Возможно, не исключено, что какую-то функцию в связи с этой одеждой выполнял крючок из серебряной проволоки . Есть намеки на другие виды текстиля, такие как лен, но их трудно с уверенностью различить среди этих остатков. […]Из неизвестных мест в могиле достают несколько фрагментов шелковой саржи двух видов, более тонкой и более грубой. От обеих разновидностей сохранились окантовка, причем у одной из них пришит шнур из красной и синей шерстяной пряжи (см. Бирка III, стр. 160). Некоторые шелковые фрагменты прилипли к ромбовидной сарже типа W 10e, 507:5, к которой они могли быть пришиты. Несколько фрагментов шелковых лент происходят из той же могилы.
Нижняя рубаха (сорочка)
В могиле были обнаружены фрагменты льняной ткани вместе с разложившимся органическим материалом, что, на мой взгляд, указывает на то, что на теле была надета льняная сорочка.

Платье/Киртл
Более тонкая и тёмная из двух узорных тканей в «ломаную саржу» (образец W10i), судя по всему, находилась непосредственно под фибулами, цепочкой и инструментами. Исходя из этого, я интерпретировала её как ткань для длиннорукавого платья
Made on
Tilda